Любая сделка с недвижимостью предполагает взаимодействие с многими государственными инстанциями. Покупателю требуется собрать разные документы и обязательно пройти государственную регистрацию. Сложности обычно не пугают, но важно учитывать ряд моментов, чтобы избежать ошибок.
Как купить земельный участок у собственника
Перед покупкой нужно удостовериться, что сделка будет безопасной. Для этого надо проверить такие документы, как:
- Кадастровый паспорт. Требуется сравнить информацию, которая указана в нем, с данными из Росреестра и фактическими параметрами земельного участка;
- Свидетельство о праве собственности. После 2017 года этот документ не выдается, но он должен быть на руках у продавца, если земля была зарегистрирована до этого времени;
- Выписка из ЕГРП;
- Договор, согласно которому участок стал собственностью;
- При наличии на участке дома – расширенная выписка из домовой книги (чтобы убедиться, что в нем никто не прописан или временно не выписан).
Также потребуется письменное согласие на продажу супруга (или супруги) собственника участка. Если с документами все в порядке, то далее порядок действий будет выглядеть следующим образом:
- Заключение договора купли-продажи;
- Оплата государственной пошлины за регистрацию права собственности на земельный участок;
- Предоставление заявления и документов (договора, квитанции и других) в инстанции, занимающиеся регистрацией права собственности;
- Получение выписки из ЕГРП и нового кадастрового паспорта.
Покупка земли под ИЖС у государства
Эта процедура имеет свои нюансы. В некоторых случаях земля под индивидуальное жилое строительство предоставляется вообще бесплатно. На такой «бонус» могут рассчитывать малоимущие и многодетные семьи, которым для проживания требуются более комфортные условия. Если вы не входите в эту категорию, то порядок покупки участка под ИЖС будет следующим:
- Приобретателю за его счет выделяется земельный участок. Если он не имеет регистрации в кадастре, то составляется его схема;
- В администрацию района или населенного пункта подается заявление с просьбой о предоставлении земли под индивидуальное жилое строительство;
- Заключается договор о купле-продаже, производится оплата;
- Оплачивается государственная пошлина за регистрацию собственности;
- В Росреестр подается заявление о госрегистрации;
- Последний этап – выдача кадастрового паспорта.
Процедура может занять несколько месяцев.
Покупка земли у администрации
Для продажи участков под ИЖС администрация населенного пункта объявляет аукцион – претендовать на землю может любой желающий. Если в течение месяца после открытия аукциона не появятся другие покупатели, то положительное решение выносится в пользу лица, подавшего заявление.
Участок может продаваться на незаселенной территории, садовом хозяйстве, поселке и т. д., но в любом случае нужно обязательно уточнить, планируется ли в будущем изменение назначения, категории, изъятия данных земель.
Какие документы нужны для покупки земельного участка у государства
Покупатель должен предоставить в Росреестр пакет документов, состоящий из:
- Разрешения на приобретение земли или договор, заключенный с администрацией;
- Подтверждение перечисления денежных средств за землю и оплаты государственной пошлины за регистрацию права собственности;
- Паспорта, удостоверяющего личность покупателя;
- Заявления на регистрацию права собственности.
Оформление покупки
Основанием приобретения земли является договор купли-продажи. В нем в обязательном порядке должны быть отражены сведения о продавце и покупателе, полная информация о земельном участке (место расположения, параметры, кадастровый номер, назначение), полная стоимость, а также права и обязанности сторон, форс-мажорные обстоятельства и другие моменты, не противоречащие законодательным нормам.
После подписания договора и совершения всех необходимых платежей нужно зарегистрировать право собственности в соответствующей инстанции. Если сделка осуществляется через доверенное лицо покупателя или продавца, то у него должна быть доверенность, заверенная нотариально.